Знать, для чего этот звук (это изображение) делается.
*
То, что предназначено для глаза, не должно вторить тому, что предназначено для уха.
*
Если глаз полностью покорен, слуху нечего или почти нечего дать (и наоборот). Нельзя быть одновременно целиком ухом и целиком глазом.
*
Опустить или нейтрализовать изображение, если звук может его заменить. Ухо стремится больше ко внутреннему, глаз — к наружному.
*
Звук не должен никогда приходить на помощь изображению, а изображение — на помощь звуку.
*
Если звук является необходимым дополнением к изображению, нужно давать преимущество либо одному, либо другому. В равенстве они убивают друг друга, как и цвета.
*
Не нужно, чтобы изображение и звук оспаривали друг у друга первенство, но чтобы они работали каждый по очереди наподобие эстафеты.
*
Единственно настоятельный глаз рождает нетерпение слуха, единственно настоятельный слух рождает нетерпение глаза. Использовать это нетерпение. Сила кинематографа, который обращается к двум чувствам регулируемым способом.
*
Тактике скорости и шума противопоставить тактику медлительности и тишины.
*
…, американский (английский?) фильм, где две звезды борются за внимание публики. Навязанные их лицам порядки и непрекращающийся надсмотр. Вроде музея восковых фигур с их полноцветными физиономиями.
*
Модель. Оберегаемая от всякой драматургии.
*
В театре лошадь или собака, сделанные не из гипса и картона, вызывают беспокойство. И, напротив, губительную для театра правдивость ищет кинематограф.
*
Модель. Причина, которая ее заставляет произносить эту фразу, производить этот жест, находится не в ней, а в тебе. Причины не в моделях. В театре и в фильмах СИНЕМА актер должен нас заставить поверить, что причина в нем.
*
Все убегает и рассеивается. Непрерывно возвращать все к одному.
*
Поле кинематографа неизмеримо. Он дает тебе безграничную силу созидать.
*
Модель. Не просто уменьшать или уничтожать расстояние между тобой и ею. Глубокое исследование.
*
Актеры. Чем больше они приближаются (на экране) со своей выразительностью, тем больше они удаляются. Дома, деревья приближаются, актеры удаляются.
*
Нет ничего менее изящного и менее эффективного, чем искусство, задуманное в форме другого искусства.
*
Нечего ждать от СИНЕМА, бросившего якорь в театре.
*
Голос естественный, голос поставленный.
Голос: душа тела. Поставленный как у Х, он больше ни душа, тело. Он отдельный инструмент.
*
Менять каждую минуту фотообъектив, это как каждую минуту менять очки.
*
Верить.
Театр и СИНЕМА: выбор между верить и не верить. Кинематограф: беспрерывно верить.
*
Соблюдать заповедь: находить не ища.
*
Модели. Позволяют вести себя не тебе, но словам и жестам, которые ты их заставляешь произносить и делать.
*
Твоим моделям: «Не нужно играть ни другого, ни себя. Не нужно играть никого».
*
Вещь, выразимая единственно через новый кинематограф, то есть новая вещь.
*
Точность и одновременно неточность музыки. Тысяча возможных непредвиденных ощущений.
*
Актер выуживает из себя то, чего в нем нет на самом деле. Иллюзионист.
*
Избегать пароксизмов (гнев, ужас и т. д.), которые вынуждают к притворству и в которых все похожи.
*
Ритмы.
Всемогущество ритмов.
Длится лишь то, что ритмично. Подчинять форму и содержание ритмам.