Особый вид ящерицы, в коже которой имеется два слоя пигментных клеток, вследствие чего хамелеон быстро меняет свою окраску под воздействием света и температуры. Подробное описание хамелеона дал Аристотель (384—322 гг. до н. э.) в «Истории животных». Он же в «Этике» (1, 10) сравнивает с хамелеоном человека, порой счастливого, порой несчастного. После Аристотеля другие писатели древности стали пользоваться образом хамелеона для обозначения человека изменчивого, непостоянного. Плутарх, например, пишет, что Алкивиад имел способность изменяться — быстрее, чем хамелеон. Образ хамелеона вошел в европейскую литературу (например, Лабрюйер, Характеры, 10).
Химера.
В греческой мифологии — огнедышащее чудовище, описываемое различно. Гомер в «Илиаде» (6, 180) сообщает, что оно имеет голову льва, туловище козы и хвост дракона. Гесиод в «Теогонии» утверждает, что химера о трех головах (льва, козы, дракона). Иносказательно химера — нечто нереальное, плод воображения.
Хитрая механика.
Выражение это — заглавие нелегальной брошюры, изданной в 1874 г. в Женеве под псевдонимом Андрей Иванов: «Хитрая механика. Правдивый рассказ, откуда и куда идут мужицкие денежки». Агитационная брошюра эта, в которой остроумно изображена сущность налоговой системы самодержавного государства, неоднократно переиздавалась вплоть до 1917 г. Автор ее—В. Е. Варзар (1851—1940), основоположник промышленной статистики в России, в молодости принимавший участие в революционной организации «Вперед» (Деятели революционного движения в России, Био-Библиогра-фич. словарь, т. II, вып. 1, М. 1929, с. 168). В «Голосе минувшего», 1914, № 2, с. 294, автором брошюры ошибочно назван Д. А. Клеменц (И. Ф. Масанов, Словарь псевдонимов, т. І, М. 1956, с. 427).