Темное царство

Так озаглавлена статья (1859) Н. А. Добролюбова, посвященная раз­бору пьес А. Н. Островского. Говоря о различных видах купеческого самодур­ства, изображенных Островским, Добролюбов сделал обобще­ние и показал жизнь крепостнической России как «темное царство», «смрадную темницу», «мир тупой ноющей боли, мир тюремного, гробо­вого безмолвия». «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствую­щее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало всякое соз­нание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». Выражение «темное царство», после появления статьи Добролюбова, стало обозначать не только мир куп­цов-самодуров или вообще темную и косную среду, но стало символом са­модержавно-крепостнической России (см. Луч света в темном царстве).

Темной старины заветные преданья.

Цитата из первой строфы стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» (1841):

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Теория, друг мой, сера,

Но зелено вечное дерево жизни.

Цитата из трагедии Гете «Фауст», ч. І, сц. IV:

Grau, teurer Freund, ist alle Theorie

Und grьn des Lebens goldner Baum.

Терновый венец.

Выражение, означающее страдания, тяжелый, мучительный путь; символ страдания; возникло из евангельского рассказа о колючем терновом венце, надетом воинами на голову Иисуса перед казнью на кресте (Матф., 27, 29; Марк, 15, 17; Иоанн, 19, 2).

Терпсихора.

В греческой мифологии Терпсихора — одна из девяти муз, по­крови­тельница танцев; в образной речи — балерина, балет.

Тимуровец.

Герой повести Аркадия Гайдара (псевдоним А. П. Голикова; 1904—1941) «Тимур и его команда» (1940)., пионер Тимур решает вместе с собран­ной им командой сверстников взять на себя заботу о семьях воинов, ушед­ших в Красную Армию. Повесть Гайдара, сумевшего увидеть необычайное в повседневной жизни, породила среди школьников общественное движение тимуровцев, равняющих­ся в своем поведении на смелого, деятельного, чест­ного и велико­душного Тимура. Герой повести стал образцом для многочис­ленных юных патриотов, помогавших родине в трудные годы Великой Оте­чественной войны советского народа.

Updated: 30.01.2014 — 17:15