Средний человек

Выражение это, по-видимому, восходит к учению бельгийского ста­тистика Адольфа Кетле (1796—1874), опубликовавшего в 1835 г. в Париже свою работу «Социальная физика». Согласно учению Кетле, «носителем всех средних качеств, которые могут встречаться у людей», является «средний че­ловек». Этот «средний человек», слагаемый из разрозненных средних черт — физических, нравственных, интел­лектуальных, — является истинным и не­изменным типом. Сохранение его поддерживается мировыми законами, над которыми человечество не властно. Всякие уклонения от этого «среднего че­ловека», или, по теории Кетле, искажения этого типа, являются «ошибками приро­ды». Социальная физика, по замыслу Кетле, пытается установить за­коны сохранения типа «среднего человека». Марксистская наука, разумеется, отвергла это глубоко ошибочное учение Кетле, пытающе­еся утвердить не­зыблемость социальных отношений в буржуазном обществе. Выражение «средний человек», получив крылатость, упо­требляется в значении: простой человек, типичный представитель основной народной массы страны.

Сродство [Родство] душ.

Выражение возникло из романа Гете «Wahlverwandschaften» (1809). За­главие романа — научный термин для обозначения причины химического соединения элементов (Wahlverwandschaften — букваль­но: сродство по из­бранию). Гете впервые употребил его в переносном значении для определе­ния отношений между людьми — «сродство душ». Еще в 1799 г. в письме к Шиллеру Гете писал о «нежном хими­ческом сродстве», которым страсти «притягиваются и отталкиваются, соединяются, нейтрализуются, вновь разъединяются и восстанавли­ваются». Выражение употребляется как харак­теристика духовной близости.

Срывание всех и всяческих масок.

Выражение В. И. Ленина в статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (1908). Вскрывая «кричащие противоречия» в творчестве Тол­стого, Ленин между прочим указывает: «С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и по­тому особенно омерзитель­ной поповщины» (Полное собрание сочинений, т. 17, с. 209—210). Выражение Ленина широко применяется для характери­стики обли­чительных тенденций.

Updated: 21.01.2014 — 17:54