Сапоги выше Шекспира

Выражение это — в устах идеалистов, представителей «чистого ис­кусства» — было ходячим упреком «нигилистам», сторонникам материа­лизма и реалистического направления в искусстве. Оши­бочно оно приписы­вается Д. И. Писареву, тогда как в действи­тельности восходит к Ф. М. Досто­евскому. История возникновения этого выражения такова. В 1864 г. журнал «Эпоха», издававшийся при ближайшем участии Достоевского, вел резкую полемику с «Со­временником» за его ярко выраженное революционно-демо­кратиче­ское направление. В этом году в № 5 «Эпохи» появилась аноним­ная статья «Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах», в кото­рой автор пред­лагал читателям отрывок из романа «Щедродаров». В этом памфлете, напи­санном Достоевским, грубо осмеяны Щедрин (Щедродаров), Добролюбов (Правдолюбов), Писарев (Скрибов) и др. Щедродарову, поступающему соре­дактором в журнал «Своевремен­ный» (т. е. «Современник»), редакция дает указания, один из пунктов которых гласит: «Молодое перо! Отселе вы должны себе взять за правило, что сапоги, во всяком случае, лучше Пушкина, потому что без Пушкина очень можно обойтись, а следственно, Пушкин — роскошь и вздор. Поняли?» Дальше шла такая тирада: «Вздор и роскошь даже сам Шекспир, потому что у этого даже ведьмы явля­ются, а ведьмы — уж по­следняя степень ретроградства…» Пам­флет Достоевского грубо пародировал высказывания Писарева о вреде «эстетики», под которой, как это явствует из его дальней­ших работ, он разумел «всякий уход от утилитарных целей искус­ства». Щедрин использовал выступление Достоевского, вложив в уста Нико­лая Персианова, одного из ташкентцев, в сатире «Господа ташкентцы» сле­дующую тираду о нигилистах: «Они говорят, что наука вздор!.. la science! что искусство — напрасная потеря времени… les arts! что всякий сапожник в сто раз полезнее Пушкина… Pouchkinnel» (М. Е. Салтыков-Щедрин, Господа таш­кентцы. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая). В романе «Бесы» (1, 6) Достоевский снова вернулся к своей пародии: «Он [Сте­пан Трофимович Верховенский] громко и твердо заявил, что сапоги ниже Пуш­кина и даже гораздо. Его безжалостно освистали…» Из при­веденных паро­дийных текстов Достоевского и возникло выражение «сапоги выше Шек­спира», якобы определяющее отношение револю­ционных демократов к ис­кусству. Источник выражения был настоль­ко прочно забыт, что его стали приписывать Писареву. Эту ошибку допустил, например, даже М. Горький (в статье «О С. А. Толстой», Собр. соч., т. 14, с. 308). Между тем еще в 1916 г. Чешихиным-Ветринским в статье «Шекспир в России» было отмечено, что выражение это «пущено в свет в одной пародии Достоевского», хотя и не указано, в какой именно («Русская мысль», 1916, XI, с. 69).

Updated: 08.01.2014 — 14:01