Размагниченный интеллигент

Выражение, характеризующее интеллигента, утратившего инте­рес к общественно-политической жизни, жалующегося на дурное на­строение; во­шло в литературную речь из очерка Н. А. Рубакина (1862— 1946) «Размагниченный интеллигент», напечатанного в 1900 г. в сбор­нике «На славном посту». Рубакин рассказывает о судьбе такого интеллигента, некоего Ивана Егоровича, который душевное состояние свое «довольно метко окре­стил названием Размагничивания. Как известно, процесс размагничивания особенно резко наблюдается на мягком железе, которое обладает способно­стью быстро приобретать магнитные свойства и так же быстро терять их. За­каленная сталь размагничивается не так скоро, долго сохраняет магнетизм и сама делается тогда способной возбуждать магнитные явления вокруг себя. Впрочем, и мягкое железо может сохранять магнитные свойства неопреде­ленно долгое время, если его окружает со всех сторон провод­ник электриче­ской энергии — проволока, по которой идет ток. Если есть живые токи, то и мягкое железо не размагнитится, а будет представлять из себя отличный электромагнит, который не хуже (а то, может быть, и сильнее) постоянного и который делает все дела, какие надлежит делать магниту. Иван Егорович в своих письмах приравнивает и самого себя к такому же куску мягкого же­леза…— «Я это самое мягкое железо и есть!..— восклицает он.— Но разве я не способен и теперь стать магнитом?.. Пропусти только живые токи вокруг меня — и сила во мне тотчас проявится. Вот когда я был студентом, этих то­ков вокруг меня было сколько угодно!.. Я верю в их благотворность и силу по-прежнему. Ни в одном пункте своих убеждений я не раскаялся и не изме­нил им. Я только раз­магнитился,— иначе сказать, Настроение потерял…» В № 86 «Ниже­городского листка» от 30 марта 1901 г. М. Горький откликнулся на очерк Рубакина, признав его «очень поучительным». Изложив сущность очерка, свой фельетон «О размагниченном интеллигенте» Горький закончил следующими словами: «Большинство размагничен­ных интеллигентов по­тому главным образом и противно, что, не имея мужества искренно сознаться в совершенной утрате живой души, искусственно возбуждает себя фразами, буесловит и лжет, усиленно пытаясь доказать, что не он — мертв, а сама-де жизнь остановилась и омертвела. Тогда как жизнь неустанно растет и вширь и вглубь, и нет сил, которые могли бы остановить рост ее» (Собр. соч., т. 23. с. 327).

Разыгранный Фрейшиц

Перстами робких учениц.

Цитата из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, гл. 3, строфа 31 (1827):

Но вот

Неполный, слабый перевод,

С живой картины список бледный,

Или разыгранный Фрейшиц

Перстами робких учениц.

(«Фрейшиц» — «Волшебный стрелок» — опера Карла Вебера (1786—1826), впервые поставленная в Берлине в 1821 г.) Цити­руется как определе­ние робких, слабых выполнений в области искус­ства, науки.

Раса господ. Высшая раса.

Мораль господ. Раса рабов.

Выражения немецкого философа Ф. Ницше. Его реакционное учение о морали господ и морали рабов основано на том, что не­избежными слагае­мыми человеческого общества являются «господа» и «рабы». Избранные — господа — стремятся к власти и имеют на нее право. Низших — рабов — они угнетают и эксплуатируют в силу своего превосходства над ними. «Морали господ» противо­полагается «мораль рабов». Раса «рабов» приду­мала свою мораль — любовь, жалость, сострадание — чувства, ненужные «расе господ», «высшей расе». Отсюда и оправдание захвата и насилия, апо­логия войны. Человеконенавистническая философия Ницше была усвоена фашистами, возродившими его учение о «высшей расе господ» и «низшей расе рабов».

Updated: 04.01.2014 — 03:25