Прекрасное есть жизнь

Эта формула прекрасного принадлежит Н. Г. Чернышевскому. В его диссертации «Эстетические отношения искусства к действи­тельности» (1855) дана критика идеалистической эстетики и выска­заны основные поло­жения передового реалистического искусства: «Из определения «прекрасное есть жизнь» будет следовать, что истин­ная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, соз­даваемая искусством».

Прелюбодеи мысли. Софисты XIX века.

Так беллетрист и публицист консервативного направления Е. Л. Мар­ков в 1875 г. в газете «Голос» (№ 36 и 37) охарактери­зовал адвокатов поре­форменного гласного суда в имевшей огромный отклик статье «Софисты XIX века». Обвиняя русскую адвокатуру в беспринципности и стяжательстве, Марков писал: «Адвокатура… дает собою пример циничного прелюбодеяния мысли. В классической древности возникла и была потом предана осужде­нию веков школа софистов, или лжемудрых учителей. Софисты подрывали веру в исти­ну и в разум человека, уча людей заменять искреннее искание ис­тины ловкими изворотами речи с тою или другою практической целью их. Эти жалкие ремесленники слова… право, были невинными младенцами сравнительно с блестящими софистами XIX века. Их приемы были те же. Они тоже черное делали белым и белое черным; но, по крайней мере, их лживая диалектика ограничивалась большею частью праздным словопре­нием и они не умели основывать своего благосостояния на разрушении чу­жого» (Е. Л. Марков, Собр. соч., т. I, СПб. 1877, с. 87). Статья Маркова вы­звала протесты в печати: статья «Листок» Гаммы (псевдоним Г. К. Градов­ского) в № 40 «Голоса», передовые статьи в «Судебном вестнике», № 32 и 34 за 1875 г. Марков вынужден был разъяснить, что он не порицал института адвокатуры, а лишь осудил русскую адвокатскую практику (Собр. соч., т. I, с. 95, статья «Доктрина и жизнь»). Выражения «прелюбодеи мысли» и «софисты XIX века» в применении к бесприн­ципным адвокатам тогда же вошли в литературную речь. Ф. М. Досто­евский одну из глав своего романа «Братья Карамазовы» (т. IV, кн. 12, гл. 13), в которой приведена речь адво­ката Фетюковича, назвал «Прелюбодей мысли».

Updated: 24.12.2013 — 12:14