Православие, самодержавие и народность

Формула эта, выражающая главные основы так называемой «тео­рии официальной народности», была провозглашена в 1832 г. вновь назначен­ным товарищем министра народного просвещения, крайним реакционером С. С. Уваровым (1786—1855). В декабре этого года, после произведенной им ревизии Московского университета, он пред­ставил Николаю I доклад, в ко­тором писал, что, для того чтобы оградить учащихся от влияния революци­онных идей, нужно, «посте­пенно завладевши умами юношества, привести оное почти нечувстви­тельно к той точке, где слияться должны, к разреше­нию одной из труднейших задач времени, образование, правильное, основа­тель­ное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплою верой в истинно русские охранительные начала Православия, самодер­жавия и На­родности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший за­лог силы и величия нашего отечества». Назначен­ный в следующем году ми­нистром народного просвещения, Уваров, извещая попечителей учебных ок­ругов о своем вступлении в долж­ность, писал: «Общая наша обязанность со­стоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, само­державия и народности» (М. Лемке, Николаевские жан­дармы и литература 1862—1865 гг. СПб. 1908, с. 83).

Превосходная должность — быть на земле человеком.

Цитата из рассказа М. Горького «Рождение человека» (1912): «Превосходная должность — быть на земле человеком, сколько ви­дишь чу­десного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении перед красотою!»

Updated: 23.12.2013 — 14:09