Девять десятых наших движений подчиняются привычке и автоматизму. Анти-естественно их подчинять воле и мысли.
*
Модели, ставшие автоматическими (все взвешено, измерено, рассчитано по минутам, повторено двадцать-тридцать раз) и выпущенные в гущу событий твоего фильма, связанные с людьми и предметами вокруг них, будут точными, потому что они не будут думать.
*
Модели автоматически вдохновенные, созидающие.
*
Твой фильм, где чувствуют душу и сердце, остается сделанным руками.
*
СИНЕМА черпает в общих местах. Кинематограф совершает путешествие на неизвестную планету.
*
Где нет ничего, но где каждое слово, каждый взгляд, каждый жест имеют глубину.
*
Примечательно, что этот фильм Х, снятый на берегу моря, на пляже, издает характерный запах театральных подмостков.
*
Снимать без подготовки, с неизвестными моделями, в неожиданных местах, оставаясь при этом в напряженном состоянии тревоги.
*
Пусть это будет тесное единство изображений, которое их заряжает чувством.
*
Схватить мгновения. Спонтанность, свежесть.
*
Как не думать о том, что все заканчивается на белом прямоугольнике, повешенном на стену? (Видеть свой фильм как поверхность для покрытия.)
*
Х имитирует Наполеона, чья натура не предполагала имитаций.
*
В…, фильме, восходящем к театру, этот великий английский актер запинается с целью заставить нас поверить, что он ищет слова, что он говорит. Его усилия быть более живым создают эффект прямо противоположный.
*
Слишком ожидаемая картинка (клише) никогда не будет казаться верной, даже являясь таковой.
*
Монтируй свой фильм по мере съемки. Формируются стержни, на которые ты повесишь все остальное.
*
То, что никакой человеческий глаз не способен уловить, ни карандаш, ни кисть, ни перо зафиксировать, твоя камера улавливает, не зная даже, что это такое, со скрупулезным безразличием машины.
*
Неподвижность фильма Х, чья камера бежит, летит.
*
Вздох, тишина, слово, фраза, гам, рука, твоя модель целиком, лицо в покое, в движении, в профиль, фас, необъятный вид, замкнутое пространство… Каждая вещь точно на своем месте: твои единственные средства.
*
Флотилию слов не потопить в фильме. Дело в характере слов, не в количестве.
*
Не было бы нелепым сказать твоим моделям: «Я вас выдумываю такими, какие вы есть».
*
Незаметная связь между изображениями самыми отдаленными и самыми разными — это твое видение.
*
Не беги за поэзией. Она приходит сама на стыках (эллипсы).
*
Х, актер, неясный, как неясен оттенок, сделанный из двух смешанных цветов.
*
На сцене игра добавляется к реальному присутствию, усиливает его. В фильме игра разрушает даже видимость реального присутствия, убивает иллюзию, созданную фотографией.
*
(1954?). Обед Гран-при. Одноглазый в королевстве добровольно слепых.
Where is my judgement fled
That censures falsely what they see aright.
*
Пусть чувства ведут события. Не наоборот.
*
Кинематограф: новый способ писать, следовательно, чувствовать.
*
Модель. Два подвижных глаза на подвижной голове, она сама на движущемся теле.
*
Чтобы задние планы (бульвары, площади, публичные сады, метро) не поглощали лица, которые ты к ним применяешь.
*
Модель. Ты диктуешь ей жесты и слова, она дает тебе в ответ (камера запечатлевает) материю.
*
Модель. Брошенная в физическое действие. Ее голос, начинаясь с одинаковых слогов, принимает автоматически собственные изгибы и естественные модуляции.
*
В любом искусстве существует дьявольский принцип, действующий разрушающе на само искусство, противоречащий ему. Аналогичное не исключено в кинематографе.
*
Формы, похожие на идеи. Удерживать их для настоящих идей.
*
Модель. «Целиком». (Примеч. «Не знаю, кто спросил у нищего в одной рубашке посреди зимы, как он может быть таким терпеливым. А вы, господин, — ответил он, — у вас лицо непокрыто, я же — целиком». Монтень.)
*
Съемка.
Чудесные случайности — те, что действуют точно. (Примеч. «Я часто пишу букеты с той стороны, где я их не подготавливал» Ренуар Матиссу, цитируется по памяти). Способ отстранить плохие, привлечь хорошие. Заранее зарезервировать им место в своей композиции.
*
Актеры, костюмы, мебель, театральные декорации заставляют думать прежде всего о театре. Остерегаться того, чтобы люди и предметы моего фильма заставляли думать прежде всего о кинематографе.
*
Кто может с наименьшим, может с наибольшим. Кто может с наибольшим необязательно может с наименьшим.
*
Съемка. Ограничиться единственно впечатлениями, ощущениями. Без вмешательства чуждого ума в эти впечатления и ощущения.
*
НИ РЕЖИССЕР, НИ КИНЕМАТОГРАФИСТ. ЗАБУДЬ, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ФИЛЬМ.
*
Актер. «Хождения персонажа перед своим естеством» заставляют публику искать у него на лице талант, а не особенную тайну всякого живого существа.
*
Нет интеллектуальной или черепно-мозговой механики. Просто механика.
*
Если на экране механика исчезает и если фразы, которые ты заставил произнести, жесты, которые ты заставил сделать, существуют теперь вне твоих моделей, вне твоего фильма, вне тебя, тогда чудо.
*
Лишить равновесия, чтобы уравновесить.
*
Прятать идеи, но так, чтобы их находили. Самая важная будет самой сокрытой.
*
Та игра, которая кажется наделенной собственным существованием помимо актера, является осязаемой.