(Примеч. Город, деревня издалека — это город и деревня; но, по мере приближения, это дома, деревья, черепица крыш, листья, трава, муравьи, лапки муравьев и до бесконечности. Паскаль.)
Членение необходимо, если не хочешь впасть в символизм.
Видеть существа и вещи в их отделяемых частях. Изолировать эти части. Сделать их независимыми, чтобы сообщить им новую зависимость.
*
Все показывать обрекает СИНЕМА на клише, обязывает показывать вещи так, как все их привыкли видеть. Из-за чего они кажутся поддельными, липовыми.
*
Интонации голоса, мимика, жесты, которые придумывают актера до или во время.
*
Съемка. Ты узнаешь лишь много позже, заслуживает ли твой фильм той горы усилий, которых он тебе стоит.
*
Реальность не драматична. Драма возникнет из определенного шествия недраматических элементов.
*
В своем фильме Х показывает вещи без соответствия одних другим, то есть без связей, то есть мертвыми.
*
Твой фильм — не прогулка для глаз, он сделан, чтобы проникнуть в них, быть поглощенным там целиком.
*
Выразительность через сжатие. Поместить в один кадр то, что литератор излагал на десяти страницах.
*
Провал СИНЕМА. Смехотворная непропорциональность между огромными возможностями и результатом: Star-system.
*
Режиссер толкает актеров на подражание выдуманным существам в среде предметов, которые таковыми не являются. Ложь, которой он покровительствует, не превратится в правду.
*
Актер, прекрасный каков он есть, ограниченный созданной ролью (без теней).
*
Заимствование театральных средств неумолимо ведет к живописности для глаз и ушей.
*
Создают не добавляя, а сокращая. Развивать — это другое. (Не нагромождать как товар на витрине).
*
Осушить пруд, чтобы иметь рыб.
*
Уверенность актеров противостоит очарованию моделей, не знающих, кто они такие.
*
Одна и та же тема меняется изображениями и звуками. Религиозные темы принимают соответствующие изображения и звуки. Не наоборот (как полагают): изображения и звуки принимают религиозные темы…
*
Для актера камера — это глаз зрителя.
*
Модели. Не публике, а тебе они передают эти вещи, которые, должно быть, и не видят (которые ты лишь смутно обнаруживаешь). Скрытый священный залог.
*
Ледяное толкование, через контраст, может накалить диалоги комнатной температуры. Феномен, аналогичный холодному и теплому тонам в живописи.
*
Музыкальная тишина через резонанс. Последний слог последнего слова, последний всплеск шума как долгая финальная нота.
*
Вещи чересчур беспорядочные или чересчур упорядоченные равны, их не различаешь более. Они рождают безразличие и скуку.
*
Тревеллинг и панорамная съемка не соответствуют движениям глаза. Их применение отделяет глаз от тела. (Не пользоваться камерой как рычагом.)
*
Модели. Назначить не пределы их власти, но пределы ее осуществления.
*
Большая масса, грандиозность, лживость средств, уступающие место простоте и точности. Сведенный весь к количеству, которого тебе достаточно.
*
Дело не в том, чтобы «просто» играть или играть «сокровенное», а в том, чтобы вообще не играть.
*
Фильмы кинематографа: эмоциональные, не репрезентирующие.
*
Провоцировать неожиданное. Ждать его.
*
СИНЕМА не начинало с нуля. Все подвергать сомнению.
*
Шум, крик. Их резонанс заставляет нас догадаться о доме, лесе, равнине, горе. Их нарастание указывает нам расстояния.
*
Именно ясность и точность позволяют тебе завладеть вниманием невнимательных глаза и уха.
*
Модель. Оживляющие ее слова, жесты не рисуют ее как в театре, но обязывают ее вырисовываться самой.
*
Фильм СИНЕМА воспроизводит реальность актера, в то время как реальность принадлежит человеку, как он есть.
*
Твоя публика — это не книжная публика, не театральная, не публика выставок и концертов. Тебе нечем удовлетворить ни литературный вкус, ни театральный, ни живописный, ни музыкальный.
*
Пусть причина следует действию, а не сопровождает его и не предшествует. (Примеч. Однажды, в садах Нотр-Дам я столкнулся с человеком, чьи глаза заметили нечто позади меня и не видимое мною и вдруг засветились. Если бы одновременно с человеком я заметил молодую женщину с ребенком, к которым он бросился бежать, это счастливое лицо никогда бы меня так не поразило; может быть даже я не обратил бы на него внимания.)
*
Из потрясения, из связи изображений и звуков должна родиться гармония отношений.
*
Модель. Закрытая, она входит в контакт с внешним только без своего ведома.
*
Создавать ожидание, чтобы его исполнить.
*
Модель. Ты в ней выделяешь нетронутое изображение, неискаженное ни ее, ни твоим умом.
*
Не покидая рубеж, который не должен быть никогда покинут, ничего не добавляя от себя, позволить камере и магнитофону поймать, как проблеск, то, что тебе дает нового и неожиданного твоя модель.
*
Виртуоз нас заставляет слышать музыку не так, как она написана, а так, как он ее чувствует. Актер-виртуоз.
*
Не показывать все стороны вещей. Оставлять поля для неизвестного.
*
Снимать — это идти на встречу. Ничего неожиданного, что не было бы тайно ожидаемо тобой.
*
Не только новые связи, но и новый способ сочленения и подгонки.
*
Перед лицом реальности твое напряженное внимание освещает ошибки твоего первоначального замысла (ошибки на бумаге). Твоя камера их исправляет. Но впечатление, заново прочувствованное тобою, — единственная интересная реальность.
*
Снимать — это не делать окончательное, а делать приготовления.
*
Многократная съемка одного и того же предмета, как у художника, пишущего несколько холстов на одну и ту же тему, каждый раз новую, приближает к точности.
*
Модель, которая вопреки себе и тебе, освобождает истинного человека от того придуманного человека, которого ты вообразил.
*
Актер существует вдвойне. Это поочередное присутствие его и другого, кого привыкла ценить публика.
*
Хорошо очертить пределы, в которых ты стараешься удивиться своей моделью. Бесконечные сюрпризы, ограниченные кадром.
*
Сырая реальность не придаст сама себе правдивости.
*
Твоя камера схватывает не только физические движения, недоступные карандашу, кисти и перу, но и некоторые душевные состояния, узнаваемые по признакам, неуловимым без нее.
*
Star-system. Пренебрежение неограниченными возможностями привлечения нового и неожиданного. Из фильма в фильм, от сюжета к сюжету, перед теми же самыми лицами, которым не веришь.
*
Пересаживать.
Изображения и звуки укрепляются в трансплантации.
*
Приучить публику догадываться о целом по части. Заставить догадаться. Побудить к этому.