О ЧЛЕНЕНИИ

(Примеч. Город, деревня издалека — это город и деревня; но, по мере приближения, это дома, деревья, черепица крыш, листья, трава, муравьи, лапки муравьев и до бесконечности. Паскаль.)

Членение необходимо, если не хочешь впасть в символизм.

Видеть существа и вещи в их отделяемых частях. Изолировать эти части. Сделать их независимыми, чтобы сообщить им новую зависимость.

*

Все показывать обрекает СИНЕМА на клише, обязывает показывать вещи так, как все их привыкли видеть. Из-за чего они кажутся поддельными, липовыми.

*

Интонации голоса, мимика, жесты, которые придумывают актера до или во время.

*

Съемка. Ты узнаешь лишь много позже, заслуживает ли твой фильм той горы усилий, которых он тебе стоит.

*

Реальность не драматична. Драма возникнет из определенного шествия недраматических элементов.

*

В своем фильме Х показывает вещи без соответствия одних другим, то есть без связей, то есть мертвыми.

*

Твой фильм — не прогулка для глаз, он сделан, чтобы проникнуть в них, быть поглощенным там целиком.

*

Выразительность через сжатие. Поместить в один кадр то, что литератор излагал на десяти страницах.

*

Провал СИНЕМА. Смехотворная непропорциональность между огромными возможностями и результатом: Star-system.

*

Режиссер толкает актеров на подражание выдуманным существам в среде предметов, которые таковыми не являются. Ложь, которой он покровительствует, не превратится в правду.

*

Актер, прекрасный каков он есть, ограниченный созданной ролью (без теней).

*

Заимствование театральных средств неумолимо ведет к живописности для глаз и ушей.

*

Создают не добавляя, а сокращая. Развивать — это другое. (Не нагромождать как товар на витрине).

*

Осушить пруд, чтобы иметь рыб.

*

Уверенность актеров противостоит очарованию моделей, не знающих, кто они такие.

*

Одна и та же тема меняется изображениями и звуками. Религиозные темы принимают соответствующие изображения и звуки. Не наоборот (как полагают): изображения и звуки принимают религиозные темы…

*

Для актера камера — это глаз зрителя.

*

Модели. Не публике, а тебе они передают эти вещи, которые, должно быть, и не видят (которые ты лишь смутно обнаруживаешь). Скрытый священный залог.

*

Ледяное толкование, через контраст, может накалить диалоги комнатной температуры. Феномен, аналогичный холодному и теплому тонам в живописи.

*

Музыкальная тишина через резонанс. Последний слог последнего слова, последний всплеск шума как долгая финальная нота.

*

Вещи чересчур беспорядочные или чересчур упорядоченные равны, их не различаешь более. Они рождают безразличие и скуку.

*

Тревеллинг и панорамная съемка не соответствуют движениям глаза. Их применение отделяет глаз от тела. (Не пользоваться камерой как рычагом.)

*

Модели. Назначить не пределы их власти, но пределы ее осуществления.

*

Большая масса, грандиозность, лживость средств, уступающие место простоте и точности. Сведенный весь к количеству, которого тебе достаточно.

*

Дело не в том, чтобы «просто» играть или играть «сокровенное», а в том, чтобы вообще не играть.

*

Фильмы кинематографа: эмоциональные, не репрезентирующие.

*

Провоцировать неожиданное. Ждать его.

*

СИНЕМА не начинало с нуля. Все подвергать сомнению.

*

Шум, крик. Их резонанс заставляет нас догадаться о доме, лесе, равнине, горе. Их нарастание указывает нам расстояния.

*

Именно ясность и точность позволяют тебе завладеть вниманием невнимательных глаза и уха.

*

Модель. Оживляющие ее слова, жесты не рисуют ее как в театре, но обязывают ее вырисовываться самой.

*

Фильм СИНЕМА воспроизводит реальность актера, в то время как реальность принадлежит человеку, как он есть.

*

Твоя публика — это не книжная публика, не театральная, не публика выставок и концертов. Тебе нечем удовлетворить ни литературный вкус, ни театральный, ни живописный, ни музыкальный.

*

Пусть причина следует действию, а не сопровождает его и не предшествует. (Примеч. Однажды, в садах Нотр-Дам я столкнулся с человеком, чьи глаза заметили нечто позади меня и не видимое мною и вдруг засветились. Если бы одновременно с человеком я заметил молодую женщину с ребенком, к которым он бросился бежать, это счастливое лицо никогда бы меня так не поразило; может быть даже я не обратил бы на него внимания.)

*

Из потрясения, из связи изображений и звуков должна родиться гармония отношений.

*

Модель. Закрытая, она входит в контакт с внешним только без своего ведома.

*

Создавать ожидание, чтобы его исполнить.

*

Модель. Ты в ней выделяешь нетронутое изображение, неискаженное ни ее, ни твоим умом.

*

Не покидая рубеж, который не должен быть никогда покинут, ничего не добавляя от себя, позволить камере и магнитофону поймать, как проблеск, то, что тебе дает нового и неожиданного твоя модель.

*

Виртуоз нас заставляет слышать музыку не так, как она написана, а так, как он ее чувствует. Актер-виртуоз.

*

Не показывать все стороны вещей. Оставлять поля для неизвестного.

*

Снимать — это идти на встречу. Ничего неожиданного, что не было бы тайно ожидаемо тобой.

*

Не только новые связи, но и новый способ сочленения и подгонки.

*

Перед лицом реальности твое напряженное внимание освещает ошибки твоего первоначального замысла (ошибки на бумаге). Твоя камера их исправляет. Но впечатление, заново прочувствованное тобою, — единственная интересная реальность.

*

Снимать — это не делать окончательное, а делать приготовления.

*

Многократная съемка одного и того же предмета, как у художника, пишущего несколько холстов на одну и ту же тему, каждый раз новую, приближает к точности.

*

Модель, которая вопреки себе и тебе, освобождает истинного человека от того придуманного человека, которого ты вообразил.

*

Актер существует вдвойне. Это поочередное присутствие его и другого, кого привыкла ценить публика.

*

Хорошо очертить пределы, в которых ты стараешься удивиться своей моделью. Бесконечные сюрпризы, ограниченные кадром.

*

Сырая реальность не придаст сама себе правдивости.

*

Твоя камера схватывает не только физические движения, недоступные карандашу, кисти и перу, но и некоторые душевные состояния, узнаваемые по признакам, неуловимым без нее.

*

Star-system. Пренебрежение неограниченными возможностями привлечения нового и неожиданного. Из фильма в фильм, от сюжета к сюжету, перед теми же самыми лицами, которым не веришь.

*

Пересаживать.

Изображения и звуки укрепляются в трансплантации.

*

Приучить публику догадываться о целом по части. Заставить догадаться. Побудить к этому.

Updated: 13.01.2014 — 15:45