Письмо Моцарта по поводу некоторых его собственных концертов (KV 413, 414, 415): «Они держат золотую середину между слишком трудным и слишком легким. Они блестящие… Но им не хватает бедности».
*
Монтень: Движения души рождаются с тем же подъемом, что и движения тела.
*
Непривычное приближение тел.
На страже движений самых неуловимых, самых внутренних.
*
Не ловкачество, но ловкость.
*
Внезапный взлет в фильме, когда я импровизирую. Падение, когда я исполняю.
*
СИНЕМА ищет немедленную и окончательную выразительность через мимику, жесты, интонации. Эта система неизбежно исключает выразительность через контакт и обмен изображений и звуков и через те трансформации, которые возникают в результате.
*
То, что прошло через одно искусство и оставило в нем след, не может уже войти в другое. (Примеч. СИНЕМА и театр держатся удобством. Мне интересно замешательство.)
*
Невозможно выразить что-то объединенными средствами двух искусств. Либо одно, либо другое.
*
Не снимать для иллюстрации какого-либо тезиса или чтобы показать мужчин и женщин, взятых в их внешнем аспекте, но чтобы открыть материю, из которой они сделаны. Достичь этого «сердца сердца», которое не уловимо ни поэзией, ни философией, ни драматургией.
*
Изображения и звуки — как люди, которые знакомятся в дороге и не могут больше расстаться.
*
Ничего лишнего, ничего недостающего.
*
Фильм Х. Два злых глаза, старающиеся быть добрыми; горький рот, сделанный для молчания, который не прекращает говорить, постепенно уничтожая слова. Star-system, где мужчины и женщины имеют фантомное существование.
*
Обаяние фильма Х, сделанного из пустяков и черепков.
*
В том виде, в каком они задуманы, фильмы СИНЕМА могут использовать только актеров, фильмы кинематографа — только модели.
*
Музыка заполоняет все и не повышает больше ценности изображения, к которому она добавляется.
*
ЗВУКОВОЕ КИНО ОТКРЫЛО ТИШИНУ.
*
Абсолютное безмолвие и безмолвие, полученное через пианиссимо шумов.
*
Фильм Х. Выкрики, краска стыда, как в театре.
*
Модель. То, что ты сообщаешь о себе через совпадение с ней.
Пусть каждое изображение, каждый звук относится не только к фильму, к моделям, но и к тебе.
*
Втянуть зрителя (как будто речь идет о каминной тяге).
*
Мелкая тема может дать повод к многочисленным и глубоким соединениям. Избегай слишком обширных и отвлеченных тем, где легко заблудиться. Или лучше бери лишь то, что могло бы смешаться с твоей жизнью и соотнестись с твоим опытом.
*
Всеобщность музыки, которая не соответствует всеобщности фильма. Воодушевление, мешающее остальным воодушевлениям.
*
«Дьявол ему прыгнул в рот»: не позволять дьяволу прыгать в рот.
«Все мужья безобразны»: не показывать толпу безобразных мужей.
*
Об освещении.
Вещи становящиеся более зримыми не через свет, но через тот новый угол, под которым я на них смотрю.
*
Сближать вещи, которые еще никогда не были близки и не казались предрасположенными к существованию.
*
Фильм Х, открытый со всех сторон. Рассеивание.
*
Модель. На ее лице мысли и невыраженные чувства становятся зримыми через общение и взаимодействие между двумя или несколькими разными изображениями.
*
Не раздувать, не перегружать.
*
Одно слово, один неточный или неуместный жест мешают всему остальному.
*
Ритмическая ценность шума.
Дверь, которая открывается и закрывается, шаги и т. д., из необходимости ритма.
*
Что-то испорченное, поставленное на другое место, может быть удачным.
*
Модель. Ее постоянство: всегда одна и та же манера быть разной.
*
Актеру нужно уходить от себя, чтобы увидеть себя в другом. ТВОИ МОДЕЛИ, ОДНАЖДЫ УШЕДШИЕ ОТ СЕБЯ, НЕ СМОГУТ БОЛЬШЕ ВЕРНУТЬСЯ.
*
Преобразовать (то, что ты полагаешь слышимым тобой, не есть то, что ты слышишь) неорганизованные шумы улицы, железнодорожного вокзала, аэродрома… Обретать их один за другим и дозировать смешение.
*
Игра.
Актер: «Не меня вы видите и слышите, а другого». Но, не будучи способным быть полностью другим, он не другой.
*
Фильмы СИНЕМА, контролируемые разумом, не уйдут далеко.
*
Ретушь реального с помощью реального.
*
Модель. Ее чистая суть.
*
Обмен, происходящий между изображением и изображением, звуком и звуком, изображением и звуком, дарит людям и предметам в твоих фильмах кинематографическую жизнь, и, в силу тонкого чуда природы, объединяет твою композицию.
*
Изображения, проводящие взгляд. А ИГРА АКТЕРА СБИВАЕТ С ТОЛКУ ГЛАЗ.
*
Разъединять и соединять до интенсивности.
*
Не думай о своем фильме вне тех вещей, из которых ты сам сделан.
*
Театральный актер привносит условности, мораль и долг в свое искусство.
*
Сделайся однородным со своими моделями, сделай их однородными тебе.
*
Изображения в предвидении их внутренних связей.
*
Модели, механизированные снаружи, свободные изнутри. На их лицах ничего преднамеренного. «Постоянство, вечное в случайном».
*
Замечай первым то, что ты видишь таким, каким видишь.
*
Наивное варварство дубляжа.
Голоса, лишенные реальности, не соответствующие движению губ, ритмам легких и сердца. Они «перепутали рот».
*
Вернуть прошлое в настоящее. Магия настоящего.
*
Модель. Все эти вещи, которые ты не смог постичь в ней до, ни даже во время.
*
Модель. Неподражаемые душа и тело.
*
Старая вещь становится новой, если ты ее лишаешь привычного окружения.
*
Все эти эффекты, которые ты можешь извлечь из повторений (изображения, звука).
*
Найти родство между изображением, звуком и тишиной. Чтобы они оказались на своем месте, чтобы нравились друг другу вместе. Мильтон: Silence was pleased.
*
Модель. Сократить до минимума участие ее самосознания. Затянуть гайку, в которой она не может больше не быть собою и где она может делать только нужное.
*
Изображения. Как модуляции в музыке.
*
Модель. Взятая из самой себя. Из того малого, что она упускает, бери только то, что тебе подходит.
*
Модель. Ее способ быть внутренней. Единственная, неимитируемая.
*
Снять Х. Заразительность литературы: описание через последовательность (панорамные съемки и тревеллинги).
*
Случается, что беспорядок в фильме обманывает нас в силу своей монотонности, дает нам иллюзию порядка. Но это негативный, бесплодный порядок. НА УВАЖИТЕЛЬНОМ РАССТОЯНИИ МЕЖДУ ПОРЯДКОМ И БЕСПОРЯДКОМ.
*
Исследуй свое желание. Посмотри, что там внутри. Не описывай его словами. Переведи его в родственные изображения, в похожие звуки. Чем оно чище, тем убедительнее твой стиль. (Стиль: все, кроме технического.)
*
Съемка.
Твой фильм должен быть похож на то, что ты видишь, закрывая глаза. (Ты должен быть способен ежеминутно видеть и слышать это целиком.)