Николай Палкин

Прозвище Николая І; стало популярным по рассказу Л. Н. Тол­стого под таким заглавием. Толстой описывает свою встречу с девя­ностопятилетним солдатом, служившим при Николае І. Вспоминая о своей службе, старик солдат рассказывал: «Тогда что было… Тогда на 50 палок и порток не сни­мали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали. А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Пав­лыч, а они говорят Нико­лай Палкин. Так и пошло ему прозвище» (Л. Н. Тол­стой, Полн. собр. соч., т. 26, М. 1936, с. 555). Рассказ Толстого «Николай Пал­кин» стал известен с 1877 г., когда, отпечатанный на гектографе, получил нелегальное распространение. Первое печатное издание рас­сказа вышло в 1891 г. в Женеве, в России — в 1906 г., но было тотчас же конфисковано; первое русское бесцензурное издание вышло в 1917 г.

Никто, батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть.

Вы сами всякого обидите!

Цитата из комедии А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье» (1856). Слова эти произносит жена купца-самодура Тита Титыча Брускова в ответ на его вопрос: «Настасья! Смеет меня кто оби­деть?» (д. 2, явл. 5). (См. Кит Китыч.)

Никто не забыт и ничто не забыто.

Конец эпитафии, написанной О. Ф. Берггольц (1910—1975) и вы­се­ченной на гранитной стеле мемориального ансамбля Пискаревского клад­бища (1960):

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под охраной гранита, Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт и ничто не забыто.

Никто не обнимет необъятного.

Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова (1854).

Нимврод. Ловец перед господом.

Так называют страстного охотника по имени внука библейского пат­риарха Ноя — Нимврода, о котором в Библии сказано: «Он был сильный зверолов (церк.-слав.: ловец) перед господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимврод перед господом» (Бы­тие, 10, 9).

Выражение «ловец перед господом» употребляется как харак­теристика человека сильного, исключительного по своему значению.

Updated: 18.11.2013 — 07:18