V. Елкана и Анна

 Четыре раза в год ходил Елкана паломником в Сило [46 — Место пребывания Скинии во времена священнослужения пророка Элия.]: три раза согласно уставу, а четвертый раз по обету. Совершал он паломничество вместе с женою, сыновьями, дочерьми, братьями, сестрами и всей родней своей. На ночлег останавливались на городских площадях. Все окрест любопытствовали, спрашивая: Куда это идете вы?
 – В Дом Господен, что в Сило, – отвечали они, – откуда исходят Учение и Уставы Господни. А вам почему бы не пойти туда? Пойдем вместе с нами.
 Со слезами умиления слушатели отвечали:
 – Мы пойдем с вами.
 На первый раз пошло с Елканою пять семей; на следующий год пошло их десять, а еще через год жители всего округа готовы были отправиться в Сило.
 Ходил Елкана в Сило каждый год другими путями, увлекая за собою жителей то одних, то других городов, пока паломничество в Сило не сделалось общим во всем народе израильском.
 И сказал Господь:
 – Елкана! Ты добрым делам дал перевес среди Израиля, воспитывал народ в Уставах Моих, и многие, благодаря тебе, душу свою спасли. За это Я произведу от тебя сына, который воспособит умножению дел благих среди Израиля, утверждению народа в Уставах Моих, и многие спасутся через него.
 (Т. д. Ел.; Иалк.)

 У Елкана были две жены: Анна и Феннина. У Феннины были дети, у Анны же не было детей.
 И соперница Анны сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Постоянно Феннина обращалась к ней с такими вопросами:
 – Купила ли ты уже старшему сыну своему чалму, хитон, рубашку?
 Вставая рано поутру, обращалась к Анне с вопросом:
 – Отчего ты, Анна, не встаешь, чтобы умыть сыновей своих и проводить их в школу?
 А в шесть часов дня:
 – Анна, отчего ты не идешь встречать сыновей своих, возвращающихся из школы?
 Когда садились за стол и Елкана уделял каждому из детей его долю кушанья, Феннина говорила Елкане:
 – Этому сыну моему ты дал долю и этому сыну моему дал, а тому [47 — Т. е. несуществующему сыну бездетной Анны.] не дал! Почему?..
 За то, что она вызывала в душе Анны ропот на Господа, Всевышний сказал:
 – Ты заставляешь ее роптать на Меня. Клянусь: после грома [48 — В тексте игра слов: «Наr’im» – раздражать, вызвать ропот, и «Har’im» – греметь.] бывает дождь – и Я вскоре посещу ее милостью Моей.
 (Песик.)

 И дала Анна обет, говоря:
 – Господь Саваоф! Если ты призришь на скорбь рабы Твоей – и дашь мне сына»…
 Поучение раби Елазара:
 С тех пор как Господь мир сотворил, не было человека, который назвал бы Господа именем Саваоф, доколе не явилась Анна и первая произнесла имя Саваоф. Подобно нищему у царского пира, который говорит: «Государь! Из всего, что наготовлено для пира твоего, пожалеешь ли ты одного ломтя хлеба для нищего?» – взывала Анна к Господу:
 – Господь Саваоф! При всем великом множестве существ [49 — Саваоф – Zewooth – означает: «Бог воинств» и «Бог существ».], сотворенных Тобою в мире этом, пожалеешь ли Ты дать единого сына мне?
 Долго молилась Анна перед Господом. Едва заметно двигались уста ее, «а говорила она в сердце своем».
 Из глубины женского лона своего взывала Анна к Господу.
 – Владыка мира! – говорила она. – Все сотворенное Тобою в женщине имеет свое определенное назначение: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы обонять, рот – чтобы говорить, руки – чтобы работать, ноги – чтобы ходить, сосцы – чтобы детей вскармливать молоком. Сосцы же, которые на лоне моем, – для чего они? Не для того ли, чтобы детей вскармливать? Дай же мне, Господи, сына, и я сосцами своими вскормлю его!
 (Бер.-Р., 31)

Updated: 24.05.2013 — 08:15