Название трех объединенных сюжетом картин В. В. Верещагина (1842—1904), изображающих трагическую гибель русского солдата на Шипкинском горном перевале в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. На первой картине стоит на часах солдат в серой шинельке. Метель уже намела ему снег по колена, но он не покидает своего поста. На второй картине снег уже по грудь солдату, но он «все стоит, такой же невозмутимый, такой же величавый». На третьей картине уже нанесло сугроб снега: «Только кончик шинели говорит, что тут лежит тело героя…» (В. В. Стасов, Собр. соч., т. II, СПб. 1894, отд. 3, с. 463—464). Название картин взято Верещагиным из официальных донесений генерала Ф. Ф. Радецкого (1820—1890). Свои донесения о том, что «на Шипке все спокойно», он посылал в то время, когда его сравнительно небольшой отряд обстреливался с трех сторон турецкими войсками, а солдаты, измученные и плохо одетые, замерзали (С. Ю. Витте, Воспоминания, т. IІІ, Л. 1924, с. 114; «Русский биографический словарь», т. Притвиц — Рейс, СПб. 1910, с. 376). Выражение это, популяризированное картиной В. Верещагина, стало употребляться иронически по адресу тех, кто скрывает, приукрашивает невыгодное для него, опасное положение.