Мыслить образами. Мышление в образах

В. Г. Белинский (1811—1848) в статье о втором издании «Горя от ума» Грибоедова писал: «Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а по­казывает ее» («Отечественные записки», 1840, № 1). К этой мысли Белин­ский возвращается неоднократно. Так, например, незавершенная статья (1841) «Идея искусства» начинается словами: «Искусство есть Непосредст­венное созерцание истины, или мышление в Образах. В развитии этого оп­ределения искусства заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода». В этом месте Белинский дает сноску: «Это определение еще в первый раз произно­сится на русском языке, и его нельзя найти ни в одной русской эстетике, пиитике или так называемой теории словесности…» (Опубликовано по­смертно: В. Г. Белинский, Сочинения, М., Изд-во К. Солдатенкова и Н. Щеп­кина, 1859—1862, ч. XII, с. 367).

Мысль изреченная есть ложь.

Цитата из 2-й строфы стихотворения Ф. И. Тютчева (1803—1873) «Silentium!» (1835):

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи:

Питайся ими и молчи!

Updated: 31.10.2013 — 06:27