Выражение, употребляющееся в значении: дело будущего, возникло в связи с появлением книги немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813—1883) «Художественное произведение будущего» ( 1850). Противники новаторского вагнеровского направления встретили эту книгу насмешками. В частности, Людвиг Бишоф в «Нижнерейнской музыкальной газете» (1859, № 4), осмеивая музыку вагнеровской школы, иронически назвал ее «музыкой будущего» («Zukunftsmusik»). Вагнер выступил с протестом против приписываемого ему «смехотворного стремления создать музыку будущего». Однако позднее он воспользовался этим выражением, назвав свою новую работу «Музыка будущего. Письмо другу» (1861). Следует отметить, что выражение это уже встречается у Роберта Шумана (1810— 1856), а Карл Гайярд в статье, напечатанной в 1847 г. в «Берлинской музыкальной газете», иронизируя над музыкальными «фокусами» Берлиоза, писал, что он мог бы себе позволить всю эту «музыку будущего, если бы имел собственный оркестр» (Вьсhmann, Geflьgelte Worte). У нас это выражение впервые употребил, по-видимому, П. А. Вяземский в заметках «Из старой записной книжки», напечатанных в «Русском архиве», 1874 (т.-1, с. 479): «NN говорит: «Я ничего не имел бы против музыки Будущего, если не заставляли бы нас слушать ее в настоящем». Вводить реализм в музыку то же, что вводить поэзию в алгебру». Это же выражение употреблено им в статье «Отметки о похвальном слове Екатерине» (1873): «Если есть музыка Будущего, то можно сказать о языке Карамзина, что это музыка минувшего» (П. А. Вяземский, Полн. собр. соч., т. VII, СПб. 1882, с. 369). Но ранее подобное выражение в форме «музыканты будущности» встречается у А. Н. Серова. В 1870 г. в статье «Первое в нынешнем сезоне симфоническое собрание Русского музыкального общества» («Голос», № 307) он писал: «Трудно будет упрекнуть эту программу в пристрастии к новейшей музыке или в ретроградности. Имена строго классические в музыкальном мире красуются тут наряду с одним из героев современного искусства, с композитором, который для очень многих «запятнан» солидарностью с Вагнером, принадлежит к опасной шайке «музыкантов будущности», «цукунфтистов» (А. Н. Серов, Критич. статьи, т. IV, СПб. 1895, с. 2092). Выражение «музыка будущего» употребляется также в значении: дикая музыка, какофония.
Музыка играет, штандарт скачет.
Цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 2, слова почтмейстера, который рассказывает о прочитанном им письме: «Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом… очень, очень хорошо. «Жизнь моя, милый друг, течет, говорит, в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет»… с большим, с большим чувством описал». (Штандарт — унтер-офицер со знаменем кавалерийского полка.) Цитируется при шутливом, ироническом рассказе о бале, торжественном собрании, заседании и пр.