Музыка будущего

Выражение, употребляющееся в значении: дело будущего, воз­никло в связи с появлением книги немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813—1883) «Художественное произведение будуще­го» ( 1850). Противники нова­торского вагнеровского направления встретили эту книгу насмешками. В ча­стности, Людвиг Бишоф в «Нижнерейнской музыкальной газете» (1859, № 4), осмеивая музыку вагнеровской школы, иронически назвал ее «музыкой бу­дущего» («Zukunftsmusik»). Вагнер выступил с протестом против приписы­ваемого ему «смехотворного стремления создать музыку будущего». Однако позднее он воспользовался этим выражением, назвав свою новую работу «Музыка будущего. Письмо другу» (1861). Следует отметить, что выражение это уже встречается у Роберта Шумана (1810— 1856), а Карл Гайярд в статье, напечатанной в 1847 г. в «Бер­линской музыкальной газете», иронизируя над музыкальными «фо­кусами» Берлиоза, писал, что он мог бы себе позволить всю эту «музыку будущего, если бы имел собственный оркестр» (Вьсhmann, Geflьgelte Worte). У нас это выражение впервые употребил, по-видимому, П. А. Вяземский в заметках «Из старой записной книжки», напечатанных в «Русском архиве», 1874 (т.-1, с. 479): «NN говорит: «Я ничего не имел бы против музыки Будущего, если не заставляли бы нас слушать ее в настоя­щем». Вводить реализм в музыку то же, что вводить поэзию в алгебру». Это же выражение употреблено им в статье «Отметки о похвальном слове Екате­рине» (1873): «Если есть музыка Будущего, то можно сказать о языке Карам­зина, что это музыка минувшего» (П. А. Вяземский, Полн. собр. соч., т. VII, СПб. 1882, с. 369). Но ранее подобное выражение в форме «музыканты бу­дущности» встречается у А. Н. Серова. В 1870 г. в статье «Первое в нынеш­нем сезоне симфоническое собра­ние Русского музыкального общества» («Голос», № 307) он писал: «Трудно будет упрекнуть эту программу в при­страстии к новейшей музыке или в ретроградности. Имена строго классиче­ские в музы­кальном мире красуются тут наряду с одним из героев современ­ного искусства, с композитором, который для очень многих «запятнан» со­лидарностью с Вагнером, принадлежит к опасной шайке «му­зыкантов бу­дущности», «цукунфтистов» (А. Н. Серов, Критич. статьи, т. IV, СПб. 1895, с. 2092). Выражение «музыка будущего» употребляется также в значении: дикая музыка, какофония.

Музыка играет, штандарт скачет.

Цитата из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 1, явл. 2, слова почтмейстера, который рассказывает о прочитанном им письме: «Вот не­давно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом… очень, очень хорошо. «Жизнь моя, милый друг, течет, говорит, в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет»… с большим, с большим чувством описал». (Штандарт — унтер-офицер со знаменем кавалерийского полка.) Цитируется при шутливом, ироническом рассказе о бале, торжест­венном собрании, заседании и пр.

Updated: 28.10.2013 — 03:03