Могильщик буржуазии

Выражение, образно характеризующее пролетариат, возникло из «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Эн­гельса ( 1848), в конце 1 — и главы которого сказано: «Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увели­чение капитала. Условием существования капитала является наем­ный труд. Наемный труд держится исключительно на конку­рен­ции рабочих между собой. Прогресс промышленности, невольным носи­телем которого является буржуазия, бессильная ему сопротив­ляться, ставит на место разъединения рабочих конкуренцией рево­люционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промыш­ленности из-под ног буржуазии вы­рывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит, прежде всего, своих собственных мо­гильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково не­избеж­ны» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4, М. 1955, с. 435—436).

Могучая кучка.

Так называют группу русских композиторов, выступивших в 60-х го­дах XIX в. с требованием поворота русской музыки к на­родности и реализму. В состав «новой музыкальной школы», как ее тогда называли, возглавляв­шейся М. А. Балакиревым, входили М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Название «могучая кучка» принадлежит В. В. Стасову (1824—1906), близко стоявшему к балакиревскому кружку. Его ре­цензия в газете «С.-Петербургские ведомости» (13 мая 1867 г.) на концерт в честь приезда в Петербург славянской делегации (подписанная буквой С.) заканчивалась словами: «Кончим наши заметки желанием: дай бог, чтоб наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего кон­церта; дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкан­тов» (В. Стасов, Собр. соч., т. IІІ, СПб. 1894, с. 219). Выражение «могучая кучка» было ирони­чески подхвачено А. Н. Серовым, который из привер­женца балакиревского кружка стал его антагонистом («Заметки против заме­ток», «Музыка и театр», 1867, № 6). О том, что в продолжение доволь­но дол­гого времени к выражению Стасова сохранялось шутливое отношение, сви­детельствует, например, следующее место из «Петер­бургских писем» Рости­слава (псевдоним музыкального критика Ф. М. Толстого) в «Московских ве­домостях» 21 января 1875 г.: «Вчера исполнена была в первый раз опера «Демон» А. Г. Рубинштейна… Судя по некоторым шипениям… следует ожи­дать нападе­ния со стороны так называемой (в шутку) могучей кучки». Но, не­смотря на то что выражение Стасова было при появлении своем осмеяно, оно в дальнейшем, войдя в литературную речь, стало упо­требляться уже без оттенка иронии и шутки. Членов «могучей кучки» стали называть «кучкистами».

Расширительно «могучей кучкой» называют вообще творческое со­дружество выдающихся деятелей искусства и науки.

Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Цитата из оды (1747) М. В. Ломоносова (Невтон — Ньютон —англий­ский физик и математик, 1642—1727; Платон — древнегре­ческий философ).

Updated: 20.10.2013 — 16:42