Искусство для искусства

Лозунг, провозглашенный во Франции сторонниками так называе­мого «чистого», «свободного» искусства. Мысль об «искусстве для искусства» была впервые высказана французским философом-идеалис­том Виктором Ку­зеном (1792—1867) в 22-й лекции курса философии, читанного им в 1818 г. в Сорбонне (Victor Cousin, Cours de philosophic, professe a la Faculte des lettres, Paris, 1836, p. 224; Alfred Miche I, Histoire des idees litteraires en France Au XIX-E siecle, Paris, 1863, v. II, p. 112). Формула «искусство для искусства» вызвала горячие споры. Так, например, отрицавший ее профессор эстетики в Женев­ской академии Рудольф Тепфер ( 1799—1846) в книге «Размышления и крат­кие беседы женевского художника» (1839) писал: «Искусство для искусства так же нелепо, как речь для речи, картина для картины, форма для формы». Формула «искусст­во для искусства», ставшая боевым лозунгом «парнасцев», «декаден­тов», теоретически и практически особенно упорно защищалась по­э­тами Теофилем Готье (1811—-1872), Шарлем Бодлером (1821—1867) и Тео­дором де Банвилем (1823—1891) (Bьchmann, Geflьgelte Worte). Формула эта породила множество вариантов: «наука для науки», «поэзия для поэзии» и др. и стала употребляться переносно в значении: дело, которым занимаются ради него самого.

Updated: 09.09.2013 — 14:19