Фараоновы тощие коровы

Выражение возникло из Библии, где рассказано, что однажды египет­ский фараон увидел во сне, как семь тощих коров съели семь тучных, но не стали от того тучными (Бытие, 41, 1—4).

Фасадная империя.

В 1839 г. французский писатель маркиз Адольф де Кюстин совершил путешествие по России. В своей книге «La Russie en 1839», вышедшей в 1843 г., описывая великолепие петербургских дворцов, любовь аристократиче­ского общества к показному блеску, который скрывает нищету и убогость на­родных масс, придавленных деспо­тизмом, Кюстин употребил выражение: «Россия — фасадная импе­рия». А. И. Герцен, прочитав книгу Кюстина, отме­тил в своем дневнике (1843): «Всего лучше он схватил искусственность, по­ра­жающую на всяком шагу, и хвастовство теми элементами европейской жизни, которые только и есть у нас для показа. Есть выражения поразитель­ной верности: «Un empire de facades…» (А. И. Герцен, Собр. соч., М. 1954, т. II, с. 311). Этим выражением Герцен восполь­зовался в статье «О развитии ре­волюционных идей в России» (1851): «На поверхности официальной России, «фасадной империи», видны были только потери, жестокая реакция, бесче­ловечные преследования, усиление деспотизма» (Собр. соч., М. 1956, т. VII, с. 209). Интересно отметить, что Александр Дюма-отец (1803—1870), опуб­ликовавший после своей поездки в Россию восемь томов путевых впечатле­ний («De Paris a Astrakan», 1858—1862), писал (т. IІІ, с. 157): «Россия — большой фасад. Что касается того, что за ним скрывается, то никто этим не занимается. Тот, кто побеспокоится заглянуть за этот фасад, подобен коту, который, увидев себя впервые в зеркале, кружит около этого зеркала, надеясь найти кота по ту сторону его». Выражение Кюстина, которым он охарактери­зовал Россию эпохи Николая І, в дальнейшем стало применяться как характе­ристика император­ской России вообще.

Фауст.

Доктор Фауст — герой средневековой легенды, чернокнижник и аст­ролог, продавший свою душу дьяволу. В трагедии Гете «Фауст» он изобра­жен как пытливый искатель истины, борец за свободу и могущество челове­ческого духа. Популярности образа, созданного Гете, способствовали оперы: «Мефистофель» (1868) Арриго Бойто (1842—1918) и особенно «Фауст» (1859) Гуно (1818—1893).

Updated: 09.02.2014 — 22:00