Цель оправдывает средства

Мысль этого выражения, являющегося основой морали иезуитов, за­имствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588— 1679), кото­рый в книге «О гражданине» (1642) писал: «Поскольку тому, кому отказы­вают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии охранить себя». Иезуитский патер Герман Бузенбаум в сочинении «Основы морального богословия» (1645) писал: «Кому дозво­лена цель, тому дозволены и средства». Французский математик и философ Блез Паскаль (1623—1662) в своих «Письмах к провинциа­лу» (1656—1657), разоблачая казуистику иезуитов, их бесчестную мораль, оправдывающую для достижения поставленной цели все сред­ства вплоть до убийства, вложил в уста иезуита слова: «Мы исправ­ляем порочность средств чистотою цели». Мысли, сходные с иезуит­ской моралью, высказывал еще итальянский писа­тель и политический деятель Николо Макиавелли (1469—1527) в сочинении «Государь» (1532) (Bьchmann, GeflьgelteWorte).

Цербер.

В греческой мифологии трехголовый пес, охраняющий вход в подзем­ное царство (Аид). О нем впервые рассказано в «Теогонии» древнегрече­ского поэта Гесиода; говорит о ней Вергилий («Энеида», 6) и др. Отсюда слово «цербер» (латинская форма; греч. Кербер) употребляется переносно в значении: свирепый, бдительный страж, а также — злая собака.

Цеховые ученые.

Выражение А. И. Герцена (1812—1870): в 3-й статье цикла «Дилетантизм в науке»—«Дилетантизм и цех ученых» (1843), он так назы­вает ученых, оторванных от живой жизни, не выходящих из тесного круга чисто профессиональных интересов.

У Д. И. Писарева (1840—1868) в «Московских мыслителях» (1862), 7: «Относясь враждебно к звукам действительной жизни, цеховый ученый так же враждебно относится к отражению этих звуков и интересов в литера­туре».

Updated: 21.02.2014 — 21:17