Сайт афоризмов, крылатых фраз, выражений, анекдотов







22 Янв 12 Афоризмы исторических людей

Алкмеон Кротонский
(рубеж VI – V вв. до н.э.)
врач, философ, ученый

Легче уберечься от врага, чем от друга. [1003]

Андокид
(ок. 440 – 390 гг. до н.э.)
афинский оратор

Следует пользоваться прошедшим как факелом для освещения будущего. [1004]

Антифонт Рамнунтский
(ок. 480 – 411 гг. до н.э.)
афинский оратор

Кормление стариков похоже на кормление детей. [1005]
Болезнь для ленивых есть праздник. [1006]

Аполлоний Родосский
(ок. 300 – после 245 гг. до н.э.)
поэт, ученый-филолог глава Александрийской библиотеки

Ничто не высыхает так быстро, как слезы. [1007]

Аристон Хиосский
(III в. до н.э.)
философ-стоик

Хороший царь должен друзьям делать добро, а врагов делать друзьями. [1008]

Аркесилай
(314—241 гг. до н.э.)
философ-платоник

На вопрос, почему из других школ к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, он [Аркесилай] ответил: «Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной нельзя». [1009]

Афинодор из Тарса
(I в. до н.э.)
философ-стоик, учитель императора Августа

Моли богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье. [1010]
В гневе (…) ничего не говори и не делай, пока не скажешь про себя все двадцать четыре буквы азбуки. [1011]

Гекатон
(I в. н.э.)
философ-стоик

Хочешь, чтобы тебя любили, – люби. [1012]

Гней Помпей Гемин (Помпей Великий)
(106—48 гг. до н.э.)
римский полководец

О (…) великих людях нужно судить не по сомнительным и слабым местам, а по их многочисленным удачам. [1013]

Гермоген из Тарса
(ок. 160 – ок.230 гг.)
ритор

Общеизвестное изложить по-новому, а новое – общим для всех языком. [1014]

Евбулид из Милета
(конец V – 1-я пол. IV в. до н.э.)
философ мегарской школы

Потеряв один волос, еще не становишься лысым; потеряв второй волос – тоже; когда же начинается лысина? [1015]
Чего ты не терял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат. [1016]
Если лжец говорит «я лгу», он лжет, значит, говорит правду; но если он говорит правду, значит, он лжет (и т. д.). [1017]

Евклид
(рубеж IV – III вв. до н.э.)
математик, работал в Александрии

То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств. [1018]
Нет царского пути в геометрии. (Ответ Евклида египетскому царю Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения геометрии.) [1019]

Зенон из Тарса
(III – II до н.э.)
философ-стоик

Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней. [1020]

Зенон Элейский
(ок. 490 – 430 до н.э.)
философ-элеат

Легче окунуть в воду мех, наполненный воздухом, чем заставить силой какого-либо хорошего человека совершить что-либо вопреки его воле. [1021]
Когда тиран [Дионисий, правитель Сиракуз] пытал Зенона Элейского, чтобы он выдал сообщников, тот сказал: «Будь у меня сообщники, ты бы уже не был тираном». [1022]

Зоил
(ок. 400 – ок. 330 гг.)
ритор, автор сочинений «Против Гомера» и «Порицание Гомера»

Зоил из Амфиполя (…) писал против Гомера, против Платона и против других (…). Один ученый спросил его: почему он про всех говорит дурное? А он: «Потому что я хотел бы сделать им дурное, да не могу». [1023]

Калликл
(V в. до н.э.)
философ-софист

Законы (…) устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы. [1024]

Карнеад из Кирены
(214—219 гг. до н.э.)
философ, представитель скептического направления в платоновской школе

[Красота -] владычество без охраны. [1025]
Всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, – если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, – придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете. [1026]

Клеанф
(331 – ок. 231 гг. до н.э.)
философ-стоик

Желающего судьба ведет, не желающего – влачит. [1027]
Перипатетики [ученики Аристотеля] похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют. [1028]
Всякая наука есть указательница пути и учредительница порядка. [1029]

Кратет
(IV – III вв. до н.э.)
философ-киник

Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею, и конец. [1030]
Кратет (…) увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. «Разговариваю с самим собой!» – был ответ. На это Кратет сказал: «Будь осторожен (…): ведь твой собеседник – дурной человек!» [1031]

Критий
(ок. V в. до н.э.)
ученик Сократа, поэт и философ глава «Тридцати тиранов»

Больше хороших людей благодаря воспитанию, чем от природы. [1032]

Лакид Киренский
(?—206 г. до н.э.)
философ

Философа Лакида пригласил к себе пергамский царь Аттал, но Лакид сказал: «На статуи лучше смотреть издали!» [1033]
Геометрией он [Лакид] занялся поздно; кто-то спросил: «Разве теперь время для этого?» – «Неужели еще не время!» – переспросил Лакид. [1034]

Ликург
(ок. 390 – ок. 324 гг. до н.э.)
афинский оратор и государственный деятель

Государство существует, охраняемое личным участием каждого. [1035]
Трое составляют сущность государственного строя – правитель, судья и частный человек. [1036]

Менедем
(III в. до н.э.)
философ и политический деятель в г. Эретрия (о-в Евбея)

Кто-то говорил, что высшее благо иметь все, чего желаешь; он [Менедем] возразил: «Нет, гораздо выше – желать того, что тебе и взаправду нужно». [1037]

Метродор Хиосский
(IV в. до н.э.)
философ-скептик, ученик Демокрита

Мы не знаем, знаем ли мы что-нибудь или ничего не знаем. [1038]

Парменид из Элеи
(ок. 540 – ок. 480 гг.)
философ и поэт, основатель философской школы элеатов

Мыслить и быть одно и то же. [1039]

Плотин
(204—270 гг.)
философ, основатель неоплатонизма

Любят все, но мучатся не в равной мере; есть такие, которые мучатся особенно. Их-то и называют любящими. [1040]

Посидоний из Апамеи
(ок. 135 – 51 гг. до н.э.)
философ-стоик, основал свою философскую школу на о-ве Родос

Один день образованного человека дольше самого долгого века невежды. [1041]
Править значит не властвовать, а исполнять обязанность. [1042]
Закон должен быть краток, чтобы невеждам легче было его усвоить. Он – как божественный голос свыше: приказывает, а не обсуждает. [1043]

Продик
(ок. 470 – после 400 гг. до н.э.)
софист

Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием. [1044]
Из всех приправ самая лучшая – огонь. [1045]

Страбон
(ок. 64 – 23 гг. до н.э.)
географ и историк

Единственный мудрец – это поэт. [1046]

Филодем из Гадары
(после 110 – ок. 40 гг. до н.э.)
поэт и философ-эпикуреец

Стихи если и приносят пользу, то не как стихи. [1047]
Слова «хорошо подражать Гомеру и ему подобным» (…) не позволяют считать хорошим само творчество Гомера и ему подобных, – ведь они-то не подражали сами себе! [1048]

Филоксен
(ок. 435 – ок. 380 гг. до н.э.)
поэт

Самое вкусное мясо не похоже на мясо, а самая вкусная рыба не похожа на рыбу. [1049]

Фрасимах
(конец V в. до н.э.)
ритор, софист

Устанавливает (…) законы всякая власть в свою пользу. [1050]
Во всех государствах справедливостью считается (…) то, что пригодно существующей власти. [1051]
Справедливость (…) люди ценят из-за своей собственной неспособности творить несправедливость. (Главкон, развивающий у Платона взгляды Фрасимаха). [1052]

Эмпедокл
(ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)
философ, поэт, врач

Акрагантяне едят так, словно завтра умрут, а дома строят так, словно будут жить вечно. (Акрагант – город в Сицилии, родина Эмпедокла). [1053]

Анонимные изречения. Пословицы
Собаки – это хозяйки. [1054]
Когда водой подавишься, чем запивать? [1055]
Ни читать, ни плавать не умеют. [1056]
Божьи не сразу трут жернова, но трут они мелко. [1057]
Жизни ничтожную часть успеваем прожить. [1058]
Многое может случиться меж чашей вина и устами. (Пословица, восходящая к одному из греческих мифов.) [1059]

Оставить комментарий