Избавляться от ошибок и накопленной фальши. Понимать свои силы, заручиться ими.
*
Благотворная возможность использовать свои силы уменьшается, когда их число возрастает.
*
Контролировать точность. Самому быть инструментом точности.
*
Не быть исполнителем. Находить в каждой съемке новый смысл тому, что я ранее представлял. Непрерывное созидание (пересозидание).
*
Режиссер или руководитель. Речь не о том, чтобы управлять кем-то, но направлять себя.
*
Нет актеров.
(Нет управления актерами.)
Нет ролей.
(Нет обучения ролям.)
Нет мизансцен.
Но использование моделей, взятых в жизни.
БЫТЬ (модели) вместо КАЗАТЬСЯ (актеры).
МОДЕЛИ:
Движение от наружного к внутреннему. (Актеры: движение от внутреннего к наружному.)
Важно не то, что они мне показывают, а то, что они от меня скрывают и, особенно, то, чего они в себе не предполагают.
Между ними и мной: телепатические связи, прорицание.
*
(1925?) ЗВУКОВОЕ КИНО открывает свои двери театру, который занимает место и окружает его колючей проволокой.
*
Два вида фильмов: те, которые используют театральные средства (актеры, мизансцены и т. д.) и применяют камеру с целью репродуцировать, и те, которые используют средства кинематографа и применяют камеру с целью создавать.
*
Ужасная привычка к театру.
*
КИНЕМАТОГРАФ — ЭТО ПИСЬМО ДВИЖУЩИМИСЯ КАРТИНКАМИ И ЗВУКАМИ.
*
Фильм не может быть спектаклем, потому что спектакль требует присутствия во плоти. Однако он может, как в снятом на пленку театре или в СИНЕМА, быть фоторепродукцией спектакля. А фоторепродукция спектакля сравнима с фоторепродукцией живописи или скульптуры. Но репродукция Святого Иоанна Крестителя Донателло или Девушки с ожерельем Вермеера не имеет ни силы, ни ценности, ни цены этой скульптуры или этого холста. Она не создает ее. Она ничего не создает.
*
Фильмы СИНЕМА — это исторические документы для архивов: как играли в 19… господин Х и госпожа Y.
*
Актер в кинематографе — иностранец. Он не знает языка.
*
Снятый на пленку театр или СИНЕМА хочет, чтобы режиссер или руководитель заставил актеров играть и снял этих играющих актеров, а затем выстроил картинки. Это незаконнорожденный театр, которому не хватает того, что делает театр: материального присутствия живых актеров, прямого воздействия публики на актеров.
… не теряя естественного, теряют естество.
Шатобриан
Естество: то, что драматическое искусство разрушает в пользу естественного, приобретенного и поддерживаемого упражнениями.
*
Ничто так не фальшиво в фильме, как этот естественный театральный тон, копирующий жизнь, эта калька выученных чувств.
*
В кинематографе нет смысла искать более естественного, чем сделанный жест, чем сказанная фраза; это абсурдно.
*
Между актером и деревом нет связей. Они принадлежат двум разным мирам. (Дерево в театре притворяется деревом.)
*
Уважать природу человека, не ожидая от нее большей осязаемости, чем она имеет.
*
Нет бракосочетания между театром и кинематографом без уничтожения их обоих.
*
Фильм кинематографа, где выразительность достигнута через связь изображений и звуков, а не через мимику, жесты и интонации голоса (актеров и не-актеров). Который не анализирует, не объясняет. Который переделывает.
*
Нужно, чтобы изображение трансформировалось в контакте с другими изображениями как один цвет в контакте с другими цветами. Синий меняется рядом с зеленым, желтым, красным. Нет искусства без изменения.
*
Настоящий кинематограф не может быть ни театром, ни романом, ни живописью. (То, что кинематограф схватывает своими собственными средствами не может быть тем, что схватывают своими средствами театр, роман, живопись.)
*
Фильм кинематографа, где картинки, как слова в словаре, имеют силу и ценность только через их местоположение и связь.
*
Если изображение, взятое отдельно, отчетливо что-то выражает, если оно содержит интерпретацию, оно не изменится в контакте с другими изображениями. Другие изображения не будут иметь никакой власти над ним, и оно не будет иметь никакой власти над другими. Ни действия, ни реакции. Оно окончательно и неиспользуемо в системе кинематографа. (Система не регулирует все. Она есть начало чего-то.)
*
Применять не-знаковые изображения (не-означающие).
*
Сделать мои изображения плоскими (как прогладить утюгом), не ослабив их.
*
О выборе моделей.
Их голос рисует мне их рот, их глаза, лицо, весь их облик, внешний и внутренний, лучше, чем, если бы они находились передо мной. Наилучшая дешифровка достигнута единственно ухом.